?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Народы Илийского края (2/6): маньчжуры, сибо, солоны
Врщ1
rus_turk wrote in ru_vostokoved
Д. Федоров, подполковник Генерального штаба. Опыт военно–статистического описания Илийского края. — Ташкент, 1903. Начало: 1. Китайцы (хань). Продолжение следует.

Маньчжуры, или знаменные люди, являются потомками армии (восьмизнаменные войска) завоевателей Китая, родоначальников теперешней маньчжурской династии Цин. В состав этой армии, одаренной различными привилегиями, вошли, как известно, не одни маньчжурские племена, но и различные народности (не исключая и китайцев), заслужившие верною службою благоволение императоров. Поэтому на маньчжур нельзя смотреть как на чистый племенной тип, скорее, это известное сословие, вроде нашего казачества. В Илийском крае к ним относятся собственно маньчжуры, сибо и солоны.

По внешности маньчжуры дороднее китайцев, более подвижны, живого характера и веселого нрава. Вообще же они чрезвычайно окитаились и совершенно забыли свой язык и грамотность, которые употребляются лишь в редких официальных случаях обращения к императору. Между собою они говорят исключительно по–китайски.

Собственно маньчжуры (вай–па–чи — 8 внутренних знамен) появились в крае с армией цзянь–цзюня Цзина, принявшего у нас в 1881 г. Кульджу.

Старые, или одолийские, маньчжуры названы так по городу Одоли–хэчэнь в Гиринской области в горах Чаньбо–шань, где жили ранее предки маньчжурской династии. Основатель династии Нурхаци перенес затем свою резиденцию в г. Ень–день при горе Хэту–ола. По завоевании Китая войска из старых маньчжуров были оставлены гарнизонами внутри собственно Китая (за стеной), откуда и получили название внутренних знамен (вай–чи). В то же время (около 1782 г.) из остальных маньчжурских племен были образованы новые войска, получившие название ичэ–маньчжу (новых маньчжур), расселенные впоследствии гарнизонами в разных провинциях, покоренных Китайской империей (вне стены), названные поэтому также внешними знаменами (ли–чи) [И. И. Р. Г. Общ., 70 г., VI, № 7, стр. 237].

В настоящее время они составляют население города Хой–юань–чен: их официально считается до 1000 семей, по другим сведениям всего 520 семей. К ним в 1892 г. добавлено еще, по одним сведениям 1000, по другим всего 520 семей сибо, названных новыми маньчжурами и разделенных также на 8 знамен (па–чи). По вероисповеданию они буддисты, хотя одинаково почитают и духовенство остальных религий. Маньчжуры заняты службой; им отведены казенные поля, которые они и обрабатывают для своего пропитания, получая, кроме того, еще содержание частью зерном, частью деньгами. Живут они в таких же постройках, как китайцы, выстроенных казною.


Генри Лансделл. Сибо — военные поселенцы. 1882.

Сибо (ли–па–чи 8 внешних знамен) по некоторым сведениям потомки маньчжур, выселенных сюда из–под Гирина и Мукдена при императоре Цянь–Луне (около 1765 г.). Сами себя они считают китайцами из Шан–хай–гуана (в Гуан–дуне или Ляо–дун'е близь теперешнего Порт–Артура), обращенными в маньчжур. По антропометрическим измерениям д–ров Мацеевского и Пояркова в 1882 г., это предание следует считать достоверным, так как полученные цифры измерений близки к китайским. Сибо говорят чистым языком маньчжурских завоевателей Китая [В. Радлов. И. И. Р. Г. О., 1870 г., т. VI, стр. 96], живут они в 7 укрепленных городах или сумунах [1–й и 3–й сумуны составляют один большое поселок Коджигер], расположенных на левом берегу р. Или. В сумуне считается теперь от 460 до 400 дворов или семей. Всего сибо считается до 3200 семей, или 20—23 тысяч обоего пола.


Семья сибо. Город Верный, 1908.

По наружности, одежде и обычаям они вполне похожи на китайцев, но несколько их крепче телосложением. Жилища и предметы обихода их также вполне похожи на китайские. По характеру они вполне миролюбивы и при занятии нами Кульджи в 1871 г. отнеслись к этому факту вполне равнодушно.

Из 3200 семей, 1800 занимаются хлебопашеством, 1000 семей отбывают воинскую службу, а остальные занимаются поденною работою и другими случайными заработками. Они возделывают пшеницу, ячмень, мак, рис, хлопок, табак, джугару и много огородных растений.


В. В. Верещагин. Китайский чиновник племени сибо. 1869—1870.

Сибо разводят много свиней, которые ценятся очень высоко: 4—5–летние продаются за 25 рублей, годовые за 5 руб. Свиное мясо ценится на базаре от 20 до 30 коп. цзин (1½ ф.).

Сибо производят много местной водки (шау–тью), прозванной русскими «чжун–чжун». Занимаются также приготовлением грубой ткани и плетут корзины. К работе сибо относятся достаточно лениво и наклонны к пьянству, отчего поселения их довольно бедны и весьма неопрятны.

В умственном развитии сибо ниже китайцев, грамотность между ними также менее развита. В каждом сумуне, однако, есть учитель, который учит в школе детей, за что получает жалованье от казны. Положение женщины униженное, они производят все полевые работы; как и у всех маньчжур, они не уродуют ног. Сибо любят театр, танцы, музыку и пение. По религии сибо буддисты. Богослужение соединено у них с большою театральностью. На все 8 сумунов сибо есть один старший лама (да–лама), один геске, четыре гелина, два бонза и младшие ламы. Ламы учат мальчиков — они пользуются почетом, но большого влияния на народ не имеют.

На все 8 сибинских сумунов существует один монастырь, построенный в 5–м сумуне амбанем Се на средства всех сибинцев. Храмов в нем несколько: средний, главный, малый и боковые; стены их расписаны картинами, изображающими события из жизни будды. В главном храме помещается три идола–бурхана, по стенам полки с буддийскими книгами; украшением храма служат шелковые балдахины и китайские фонари. Ежедневное служение совершается в малом храме; в нем 44 бурхана, из которых самый большой изображает далай–ламу; перед бурханами стоит жертвенный стол с различными предметами: медными тазами, вазами и пр. Во время богослужения все ламы покрываются красными покрывалами и садятся на низкие скамьи перед столиками с музыкальными инструментами. Молитвы читаются всеми сразу нараспев и крайне беспорядочно, в конце богослужения начинается хаотическая музыка: звуки труб смешиваются с ударами барабана и медных тарелок. Близь храмов находится огромный чугунный чеканной работы жертвенник и две башенки–колокольни; храмы обнесены стеною, отделяющею их от жилищ лам, последних в монастыре 36; вообще, поступление в монахи не популярно. [Истор. Вест., 1900 г., июль, стр. 363].

Среди сибо сильно развит сифилис.


В. В. Верещагин. Дети племени солонов. 1869—1870.

Солоны — племя маньчжурского происхождения, прибывшее в край с берегов Амура в составе китайской армии при завоевании его Цянь–Лунем.

Солоны, дахуры и килен — тунгусские роды, названные бутха–ни (т. е. зверопромышленники), издавна осевшие по р. Бутхай–ула, притоку Сунгари, в Гиринской области, и занимавшиеся исключительно звероловством; около 1782 г. они причислены также к новым маньчжурам (ичэ–маньчжу) и расселены военными гарнизонами по Китайской империи. Дахуров много в приамурском военном округе на нашем берегу Амура, к югу от р. Зеи. [И. И. Р. Геогр. Общ., т. VI, стр. 236].

Первоначально их было восемь знамен: четыре дахурских (донор–солонов), поселенных на урочищах Алимту, Кер, Фусеку (Сонюру) и Хоргос (Даур), и четыре ункур (хунхур, или онгор–солонов), поселенных на урочищах: Тышкан, Чедзи (Ак–кент), Самуль (Джаркент) и Тургун (Боро–худзир — Голубевская). Есть сведение, что прибывшие в Илийский край дахуры взяли себе в жены калмычек, почему в их крови и обычаях много калмыкского.

Солоны, как пограничное племя, вели нескончаемые схватки с киргизами и в своих набегах доходили до Алматы (Верного). По преданию, возвращаясь с такого набега, ункур–солоны остановились для отдыха на Алтын–Эмеле и во время сна были поголовно вырезаны киргизами. Илийский цзянь–цзюнь, боясь ответственности за гибель солонов, донес в Пекин, что ункур–солоны вымерли от повальной болезни, после чего император приказал на их места поселить часть сибо, назвав их ункур–солонами. Во время таранчинского восстания эти новые ункур–солоны убежали в Тарбагатай — остатки же коренных ункур–солонов и часть дахуров были вырезаны мусульманами. Остальные дахуры укрылись также в Тарбагатае. В последнее время был проект переселения их обратно в Или, но почему–то он не был выполнен.


В. В. Верещагин. Мальчик солон. 1869—1870.

В настоящее время коренных ункур–солонов всего 10 семей (5 здесь и 5 в Тарбагатае), дахур–солонов всего 80 семей, из которых в Алимту 40 дворов, в Дауре 20 дв. и Кер–сумуне 20 дв. Такое вымирание солонов, по преданию, произошло от того, что они во время резни чжунгар (при Амурсана) перерезали на ур. Ак–таш 1000 лам, из коих спасся один старший, да–лама, ушедший на левый берег р. Или. Последний проклял солон и просил Бога лишить их потомства. К остаткам солон в последнее время вновь добавлено несколько семей сибо, получивших название сибо–солонов.

Эти вновь наименованные солоны поселены в недавно (1895 г.) выстроенной крепости Ссы–гун (близь развалин Чулак–агача). Их насчитывают около 1000 семей. Наречья коренных солон, дахуров и ункуров, и сибо разнятся между собой. Донор–солоны говорят монгольским языком с примесью тунгусского, а онгор–солоны особенным тунгусским наречием [В. Радлов. И. И. Р. Г. О., т. VI, стр. 97]. Что касается до наружности и обычаев, то они схожи вполне с сибо. Солоны, как и все маньчжуры, имеют военное устройство, но делятся теперь лишь на 4 знамени; остальные 4 знамени (ункуров) составляют сибо–солоны. Часть их получает содержание, прочие занимаются земледелием на отведенных им полях.

По вероисповеданию они буддисты, но имеют кумирни только сибо–солоны.


  • 1
(Deleted comment)
Пожалуйста! ))

Спасибо за пост, очень познавательно)
Но душа поэта (филолога) все же не вынесла: "К работе сибо относятся достаточно лениво и наклонны к пьянству". Склонны все-таки.

Не за что.

Согласен, в этом смысле слово "наклонный" сейчас не употребляется. Даже в словаре Ушакова это значение указано как устаревшее: "Наклонный — ... Имеющий наклонность к чему нибудь, склонный к чему нибудь (устар.)".

спасибо, очень познавательно, про воинственных маньчжур-тунгусов, которые завоевали всю Азию

Не стоит благодарности.

  • 1